Новости

Что такое сертификация продукции?

Сертификация продукции представляет собой последовательность действий, которые имеют целью подтверждение ее безопасности и соответствия заявленным качествам, а также принятым стандартам. При этом в российской системе сертификации приоритетными являются стандарты Таможенного союза.

сертификация продукции

Основные понятия в системе сертификации продукции

 Представленная система включает ряд специализированных терминов. Сам процесс получения сертификата включает несколько этапов: 

  • Формируется перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Он определяется двусторонними соглашениями российских органов и зарубежных государств, импортирующих продукцию. Если товары не вошли в данный список, они могут сертифицированы в добровольном порядке;
  • Требования для прохождения процедуры детально разрабатываются. При этом для каждой категории продукции определяется собственные требования. Они оформляются в виде нормативных актов для придания обязательной силы;
  • Производится разработка регламента. В соответствии с таким регламентом проводится процедура;
  • Предприятия, которые экспортируют свои товары, проходят аккредитацию. Она необходима для гарантирования соблюдения ими качества продукции и способности обеспечить должный контроль;
  • Испытательные центры, которые занимаются непосредственным исследованием продукции, также проходят аккредитацию. Это требуется для подтверждения обоснованности заключений, выдаваемых такими центрами;
  • Проводится исследование сертифицируемых товаров. Определяются их свойства и особенности. По результатам тестирования, продукция получает знак соответствия;
  • Проводится оформление и выдача сертификата;
  • Осуществляется мониторинг соблюдения правил сертификации, параметров продукции.

Продукция, которая имеет сертификат вызывает доверие потенциальных покупателей, поскольку ее качества прошли независимую оценку, а также подтверждены официальным документом.  

Обязательная сертификация

Представленная процедура требуется для подтверждения заявленных качества товара, а также его безопасности. Законодательно, понятие сертификации определено, как проверка соответствия нормативам технических регламентов, разработанных для тестируемых объектов. Такими объектами могут быть:

  • Разнообразные промышленные и пищевые товары.
  • Технологии производства той или иной продукции.
  • Технологические процессы, связанные с применением, проектированием или производством.

Процедура обязательной сертификации отражает стремление к упрощению при условии сохранения высокого качества. Тем самым достигается эффективность национальной экономики и ее интеграция в общую мировую экономику.  

Для каких объектов сертификация является обязательной

  Обязательной процедура является для товаров, чьи свойства и применение которых создает потенциальную угрозу жизни или здоровью людей. Такие товары перечислены в Постановлении правительства РФ № 982. При этом перечень постоянно меняется. На данный момент в этот список входят:

Шины для автомобилей, а также спецтранспорта, поскольку они являются залогом безопасного управления автомобилем и не должны представлять угрозу в экологическом отношении;

  • Масла, созданные на основе нефти;
  • Все виды электрического оборудования, а также бытовые и профессиональные электроприборы и электроинструменты. Например, микроволновые печи, перфораторы или дрели ;
  • Обязательной сертификации подлежит любая продукция, предназначенная для детей;
  • Изделия на основе табака.
Читать так же:  Торговый экайринг для ИП: Банк Тинькофф

Последовательное упрощение привело к исключению из данного списка одежды, обуви, парфюмерии. Для подобной продукции в настоящее время требуется только декларирование.  

Кто вправе проводить сертификацию продукции

  Проведение испытаний товаров, подготовку сертификационной документации осуществляют аттестованные центры. Они должны иметь аккредитацию на тот или иной вид деятельности. При этом такие центры должны быть внесены в реестр Росаккредитации. Например соответствующая запись есть о компании, осуществляющую сертификацию продукции, Certification Group

Особенности процедуры  

Конкретные действия в рамках сертификационного процесса мало зависят от того, в отношении какого именно товара он проводится. Для прохождения указанной процедуры требуется обратиться в соответствующий центр с заявкой, а также представить пакет документов на товары. Особенности данного процесса необходимо представить детальнее:

  • Основой является заявление с оттиском печати компании-заказчика и подписанное руководителем;
  • Необходимо подтверждение нахождения на учете в налоговом органе, а также устав компании с регистрационными документами;
  • На сертифицируемые объекты необходимо предоставлять техническую документацию;
  • Требуется эксплуатационная инструкция или же технический паспорт на объекты;
  • Следует подтвердить право собственности или права аренды на помещения, которые используются для производства сертифицируемой продукции;
  • При необходимости, могут потребоваться иные дополнительные документы. Пакет документов зарубежных компаний дополняется доверенностью на имя подателя документов в России, а также руководством по эксплуатации продукта на русском языке.  

Как проходит сертификация продукции  

По результатам анализа представленных документов, эксперты определяют подходящую схему. При этом учитывается тип производства — серия, партия, а также страна – изготовитель.

Схема сертификации описана и закреплена в ФЗ-184. После определения оптимальной схемы, рассчитывается стоимость и происходит заключение договора с заказчиком. Когда в лабораторию поступают экспериментальные образцы продукции. Начинается их исследование. Этот процесс включает идентификацию, исследование документации, тестирование образцов в условиях лаборатории исполнителя. Все операции отражаются в протоколе, и по их результатам принимается решение о выдаче сертификата или отказе в его выдаче. При этом сертификат выдается вместе с актом произведенных работ.

Особенности сертификации услуг  

Услуги представляют собой специфический коммерческий продукт. Они не имеют физических свойств. Провести их лабораторное исследование, невозможно. Между тем, качество услуг предопределяет выбор потребителей. Поэтому, значительная часть компаний, представляющих услуги обращается за их сертификацией в добровольном порядке.

Читать так же:  Как получить Электронную подпись для таможни

Применительно к услугам, сертификация заключается в установлении факта их соответствия установленным требованиям. Порядок и особенности проведения указанной процедуры установлен Росстандартом. Проводить сертификацию услуг вправе только аккредитованные субъекты – индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Их деятельность регламентирована следующими нормативными документами:

  • Законы РФ № 2300-1 от 1992 года, а также ФЗ-184 от 2003 года.
  • Постановление Госстандарта России № 17 от 1997 года.
  • Различные регламенты Таможенного Союза, ЕврАзЭС и национальные российские регламенты.

Приоритет отдается международным регламентам. При этом для целого ряда услуг получение сертификата является обязательной. Например, это касается оказания услуг в сфере здравоохранения, общественного питания. Однако даже при добровольном прохождение процедуры, наличие документа дает обладателю немало преимуществ. Сертификат значительно повышает конкурентоспособность услуг компании, позволяет ей участвовать в тендерах.

Необходимо указать, что договор, который заключается между заказчиком, а также  сертифицирующей организацией налагает на нее обязанностью контролировать качество услуг в течение всего периода действия сертификата. Если выявляются нарушения, то это может повлечь временное приостановление действия сертификата или его отзыв.

При этом за добровольной сертификацией услуг обращаются не все компании, работающие в данной сфере. Это обусловлено следующими причинами:

  • Отсутствием необходимого объема документов;
  • Заведомым пониманием того, что оснащенность оборудованием, складские мощности, филиальная сеть не соответствуют требованиям;
  • Нередко, заказчиком останавливает стоимость услуг сертификационных центров.

В итоге добровольную сертификацию проходят только фирмы, способные предложить действительно качественный сервис.  

Органы системы сертификации  

Система органов сертификации весьма четко определена ФЗ-5151-I от 1993 года. Согласно указанному нормативному акты субъектами сертификационной деятельности являются федеральные органы сертификации, центральный, а также рядовые органы, соответствующие стандарту ГОСТ Р, а также испытательные лаборатории, имеющие аккредитацию. На указанные субъекты возложены следующие обязанности:

  • Формирование систем сертификации, установка процедур и требований;
  • Разработка форм оценки;
  • Организация функционирования центральных органов, а также аккредитация исследовательских центров, а также лабораторий;
  • Ведение государственного реестра, определение правил, по которым допускается признание иностранных сертификатов.

При этом центральный орган выполняет координирующие функции и рассматривает апелляции на незаконные, по мнению заявителя, действия иных субъектов.

Применение  

Указанная процедура представляет собой экспертизу товаров и услуг, подтверждающую их эталонное качество. Поэтому, сертификация необходима для многих отраслей экономики. Например, она важна для перерабатывающих и производящих предприятий, для менеджмента качества любых товаров или услуг. Кроме того, подтверждение качества продукции путем сертификации товаров требуется при импортных и экспортных операциях.

Читать так же:  Что такое сенсорный стол?

Система сертификации

Сертификация заключается не только в определении качества, это еще и система контроля товаров и услуг. Функции стандартизации представляют собой элемент государственной системы менеджмента. Она включает нормативную основу, саму систему органов стандартизации и правил их деятельности, а также ведение статистики в данной сфере.

Сертификация позволяет достигать различные цели, значимые для развития экономики и общества. Например, достигается безопасность товаров для людей и экологии, информационная и техническая совместимость разных товаров, единая система измерений и оценок. Кроме того, система стандартизации, как инструмент нацелен на защиту хозяйствующих субъектов на случай техногенных и природных катастроф, высокий уровень готовности к обороне и мобилизации.

Стандартизация охватывает три крупные группы объектов:

  • Любые товары от сырья до готовой продукции;
  • Работы от проектирования до нейтрализации;
  • Услуги, которые стандартизируются по тем или иным видам и категориям.

Таким образом, стандартизация включает все объекты производственных отношений.  

Сертификация производства

 Сертификация производства заключается в определении способности объекта производить продукцию без отклонений от стандартов. В ходе процедуры проверкой охватываются готовые продукты, технологические процессы, порядок проведения техиспытаний и контроля, а также ремонта и обслуживания производства.

  Документация для оценочных процедур  

Оценочные процедуры в отношении предприятий проводятся на основе ряда документов. Так, от заказчика требуется предоставление копий регистрационных документов и лицензии. Необходимы сертификаты и декларации на производимые товары, перечень заказчиков продукции и претензии к ее качеству. Кроме того, нужен перечень оборудования, используемого для производства, список ИТР работников, справка о наличии и состоянии системы контроля.  

Что такое сертификация в системе ГОСТ Р

Сертификат ГОСТ Р удостоверяет, что соответствующие товары отвечают требованиям данной системы. Сама система разработана еще в советское время, однако, не потеряла своей актуальности. Такая сертификация может проводиться в обязательном порядке или добровольно. Она позволяет реализовывать продукцию на отечественном рынке, повышает ее привлекательность для покупателей, что в итоге позволяет успешно конкурировать. 

Кроме того, предусмотрена сертификация безопасности продукции. Наличие документа подтверждает его безопасность при использовании. Оценка производится по эталонам, установленным ГОСТ 33030-2007.

Сертификат способствует улучшению имиджа производителя, а также повышению доверия к продукции со стороны покупателей.

Статьи по теме

Back to top button